Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томска
11.07.2020, 22:25
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске

счетчик посещений сайта

/ Родителям / Страничка психолога

Памятка для подростков при распространении коронавирусной инфекции  
 
Советы психологов родителям при распространении короновирусной инфекции
 
"Внимание: суицид!"

Песочная терапия

Трудности в адаптации ребенка в школе

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДАМИ

 

 Рекомендации по обучению детей с различными нозологиями

 Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.

Что нужно делать преподавателю:

1.         Ознакомиться с диагнозом уровня обучаемости ребенка с ОВЗ.

2.         Составить индивидуальную адаптированную образовательную программу для обучающегося.

3.         Использовать индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ.

4.         Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды .

5.         Наладить сотрудничество со специалистами, сопровождающими данного ребенка.

 

I. Дети с задержкой психического развития (7.1 и 7.2)

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Для детей с ЗПР характерны:

·           недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;

·           незрелость мышления, преобладание игровых интересов;

·           низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;

·           замедленная включаемость в работу;

·           неумение подчиняться правилам дисциплины;

·           замедленное развитие активных форм деятельности;

·           неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;

·           полное отсутствие чувства долга и ответственности;

·           неспособность к волевому усилию и труду;

·           жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать;

·           неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.

Стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной коррекционной помощи позволяют выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

Обучение детей с ЗПР осуществляется по специальным программам. В школах создаются специальные классы для детей с ЗПР, главные задачи которых - коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов в знаниях и цензовое образование в объеме общеобразовательной школы. В школах с детьми с ЗПР проводят специальные коррекционные занятия.

Условия эффективности обучения детей с ЗПР:

1. Подбор кадров (педагоги, имеющие необходимый минимум дефектологических, психологических знаний, опыт работы с детьми, желание работать с данной категорией детей, обладающих определенными личностными качествами).

2. Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях.

3. Формирование у детей желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход.

5. Соблюдение требований, предъявляемых к наглядности:

o    на стене, где расположена классная доска, никакой наглядности быть не должно;

o    справочный материал должен быть четко сгруппирован по предметам;

o    наглядность должна вести от конкретного к общему;

o    наглядность должна быть избавлена от лишних деталей и помещена на контрастном фоне, что облегчает восприятие;

o    не использовать больше 2-3 цветов одновременно, с осторожностью использовать красный цвет;

o    наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.

Наиболее распространенные ошибки в применении наглядности:

o    неоправданное изобилие наглядности на уроке;

o    недостаточное для усвоения материала количество наглядности;

o    формальный подход к наглядности; отсутствие повторного использования наглядности;

o    неоправданно длительное использование наглядности, что тормозит переход к абстрактному мышлению.

6. Не создавать стрессовых ситуаций (не позволять срабатывать педагогическим стереотипам).

7. Стимулировать, а не заставлять.

8. Не указывать на отрицательные стороны характера – это провоцирует еще большее их проявление.

9. Оценивать по критерию относительной успешности: сравнивают успехи конкретного ребенка в динамике, а не с успехами других детей.

10. Обеспечивать условия для постоянной деятельности самих учащихся.

 

Установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит, 40%, если видит и 90%, если делает сам.

Урок в классе для детей с ЗПР специфичен: медленный темп; четкое деление на этапы, логическая связь этапов; подача материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных вариантах; учет особенностей эмоционально-волевой сферы детей; наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов работы.

 

II. Дети с нарушениями интеллекта (7.2.)

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга. Не исключено, что в ПОО могут оказаться дети с наиболее легкой степенью олигофрении – дебильностью.

большей степени у них страдает мышление:  

·           Слабая способность к обобщению, классификации, сравнению, анализу;

·           Понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно;

·           Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей.

·           Отсутствие любознательности, затруднена восприимчивость к новому;

·           Плохая обучаемость.

 

Рекомендации учителю

1.      Умственно отсталому ребенку выбрать такое место в аудитории, чтобы в случае затруднения ему легко было оказать помощь.

2.      Привлекать его посильно участвовать в работе класса, не задерживая темп ведения урока, занятия.

3.      Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось непонятым для него, так как это может привести к отказу работать вообще.

4.      Учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка: новый учебный материал делить на маленькие порции; использовать наглядные методы обучения; закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений; многократно повторять усвоенное.

5.      Учитывать склонность этих детей к стереотипам.

 Необходимо помнить, что для детей этой категории главным является не объем образования, а подготовка ребенка к жизни, следовательно, обучение должно носить практическую направленность.

 

III. Дети с нарушениями речи (5.2.)

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями

·           Часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем: бедный запас сведений об окружающем; замедленное формирование понятий о форме и величине предметов; замедленное формирование счетных операций; неспособность к пересказу прочитанного.

·           Преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям, то есть, они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.

·           Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.

·           Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.

 

Рекомендации учителю

1.      Рекомендовать детям с речевыми нарушениями систематические занятия с логопедом.

2.      Необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения, то есть, не снижение уровня требований к усвоению программного материала, а организация режима обучения.

3.      Особая психологическая поддержка со стороны учителя: ободрение, мягкий тон замечаний, поощрение и т.д.

4.      Детализировать общие задачи для класса; инструкции должны быть доступными для понимания и выполнения.

5.      При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.

6.      В непосредственном общении обращать внимание на качество своей речи: небыстрая, размеренная, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительная.

7.      Благожелательное отношение учителя к ученику: мимика, жесты, интонация должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

8.      При наличии заикающихся детей не заменять их устные ответы письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также, не начиная опроса с заикающегося ребенка.

 

В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

 

IV. Дети с нарушениями слуха

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Сложный процесс овладения речью нарушается даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.

У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:

·           Недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков, замена многих звуков на [т]); ограниченный запас слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; ограниченное понимание устной речи; ограниченное понимание читаемого текста.

·           Отмечаются особенности абстрактно-познавательной деятельности. Характерна задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и речевого оформления, вызывают у них затруднения.

·           Могут наблюдаться церебрастенические и психоорганические симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на работоспособность и деятельность ребенка.

 

Рекомендации учителю

1.      Ребенок с нарушенным слухом должен всегда видеть лицо педагога, нужно посадить его за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.

2.      Необходимо требовать, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Следить, чтобы он быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого, формировать такой навык. Чаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п.

3.      Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. Не допустить, чтобы что-то осталось им непонятым, поэтому его необходимо контролировать на каждом уроке.

4.      При новом виде работы дать возможность ребенку самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие люди. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.

5.      Не предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к нежелательным последствиям: ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники; он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе; учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия.

 

Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.

 

V. Дети с нарушениями зрения (4.2)

Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, которая поступает в кору больших полушарий головного мозга через органы чувств. Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются источником эстетических переживаний.

 

Нарушение зрительных функций влияет на психическое развитие ребенка:

·           Страдает зрительное восприятие: оно резко отличается по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящим необходимо взаимодействие зрения и осязания.

·           Из-за неточного и искаженного восприятия у детей формируются неточные, часто неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Круг представлений резко сужен ввиду невозможности восприятия ряда объектов и их свойств.

·           Сказывается влияние на развитие мышления и речи, потому что психические функции развиваются на основе представлений о предметах и явлениях окружающей среды.

·           Вызывают серьезные трудности ориентировки в пространстве. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов.

·           В начале обучения возникают специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. У них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

 

Рекомендации учителю

1.      Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста (не всегда это будет 1-я парта).

2.      Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.

Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является  

освещенность рабочего места (400 - 500 лк).

3.      Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. (индивидуально - окулист; максимум - 15 мин.). Гимнастика для глаз.

4.      Для участия детей во фронтальной работе группы необходимо дублировать все написанное на доске на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления (инфолисты).

5.      Соблюдать требования к наглядности: контрастность контуров предъявляемых объектов; предварительная проработка некоторых картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей; оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв. см., отдельные детали - 13 мм; толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0,5 до 5 мм); - цветовая гамма разнообразна, предпочтительнее желто-оранжево-красные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.

6.      Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.

7.      Учебники, тетради по возможности следует использовать специальные. Цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения – зеленый.

8.      При письме, чтении обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и т.п. При письме лучше заранее отметить в тетради место, с которого необходимо начинать работу.

9.      При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.

 

Необходимы постоянные консультации тифлопедагога.

 

VI. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6.2)

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений. Бывает

нарушение речи, снижение слуха. Трудности при обучении письму и чтению.

Особенности детей с ДЦП:

·           Нарушена пространственная ориентация: замедленное формирование понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве; неспособность узнавать и воспроизводить геометрические фигуры; складывать из частей целое.

·           Во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.

·           Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.

·           Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Это часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой обстановке или при утомлении.

·           Для детей с ДЦП характерен психический инфантилизм: детскость, непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание игровых интересов.

 

Рекомендации учителю

1.      Ребенок должен постоянно разминать руки (делать специальные упражнения для развития кисти и пальцев).

2.      Определить место ребенка с ДЦП в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты.

3.      Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т.д.

4.      Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.

5.      Варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.

 

МАОУ СОШ № 2