Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томска
14.11.2019, 18:39
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске

счетчик посещений сайта

/ Родителям / Страничка психолога / Трудности в адаптации ребенка в школе

Трудности в адаптации первоклассников 

Основными причинами неполной адаптации ребёнка в 1 классе являются:
 
 -повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей;
 
-нарушения в характере детско – родительских отношений;
 
-перегрузка дополнительными занятиями («вымучивание» уроков);
 
-низкая самооценка ребёнка;
 
-слабое здоровье
 
Поговорим более подробно о том, что ещё может затруднять процесс обучения ребёнка, который только начинает школьную жизнь.
 
-речевые проблемы (не выговаривает буквы, «глотает» окончания). Пока проблема с речью не решена (или её не начали решать), ребёнок не сможет в полной мере освоить письмо и чтение;
 
- беспокойство, несобранность. Часто причиной беспокойства и несобранности является не только переизбыток родительских требований и ожиданий от ребёнка накануне учебного года, но и то обстоятельство, что ребёнок приходит в школу буквально за две минуты до звонка.
Желательно приходить в школу за 10 – 15 минут. Вообще утро у школьника обязательно должно быть спокойным и позитивным. Задача родителей – обеспечить ему этот старт в новый день. Благоприятный старт возможен, если вы поможете своему первокласснику вовремя лечь спать накануне, если перед сном он не будет смотреть фильмы с агрессивным содержанием или играть в подобные компьютерные игры.
 
-страх перед критикой. Он может быть даже у тех, от кого педагоги и родители этого не ждут, а тем более у тихих, ранимых детей. Таких ребят необходимо поддерживать, содействовать формированию у них положительной самооценки.
 
Бывает, что ребёнок жалуется на учителя. В этом случае родителю необходимо спокойно обсудить с учителем ситуацию, при этом важно настроиться не на конфликт, ссору, а на конструктивный диалог в интересах ребёнка. Очень важно обсуждать любые моменты, которые родителям не понятны или вызывают вопросы, тревожат. Бывает, что учитель даже не подозревает, что у девочки или мальчика есть серьёзный страх перед негативной оценкой, что он не хочет идти в школу по утрам. Своевременная встреча с учителем, как и обращение за содействием к школьному психологу, поможет предотвратить развитие ненужных осложнений в учебной деятельности ребёнка.
 
 Как делать уроки? Начинать с простого задания или, наоборот, с самого трудного? Нужно попробовать разные варианты и найти самый оптимальный, подходящий именно вашему сыну или дочери. Самое главное – делать уроки не вместо ребёнка, а вместе с ним, поддерживая и ободряя. При этом вечер желательно освободить от умственных нагрузок, так как энергетический потенциал к этому времени естественным образом снижается. Постарайтесь быть терпеливым, исключите крик, помните, что ваш ребёнок – только лишь первоклассник, что не стоит ожидать высоких результатов с первых же недель обучения, что любой из нас в процессе освоения новых знаний может ошибаться. Мамы школьников порой говорят, что, опасаясь собственного чувства стыда перед учителем за недостаточно прилежно выполненную ребёнком работу в тетради, они добиваются от сына или дочери безукоризненного качества, заставляя по несколько раз переделывать работу на черновике. Однако девиз «умри, но сделай» в данном случае только вредит начинающему ученику и никак не помогает формировать мотивацию к обучению. Более разумным представляется здесь принцип постепенности, дайте себе и ребёнку время.
 
Приходится сказать и о телесных наказаниях. К сожалению, многие родители спокойно относятся к такому способу воспитания. Правовая сторона вопроса заслуживает отдельного разговора. А по сути, ударить ребёнка – это значит, в первую очередь, показать ему пример: если у тебя с кем – то нет понимания – ударь. Не выдерживают нервы – бей. Хочешь доказать свою правоту или добиться желаемого - тоже пускай в ход руки. Словесное и физическое унижение, жестокое обращение со стороны родных людей никогда не проходят бесследно для формирующейся личности.
 
 Есть ещё одна серьёзная проблема, которой нельзя не коснуться. Дети часто упоминают те фильмы и сериалы, в отношении которых сегодня есть чёткие возрастные ограничения. Эти ограничения существуют не случайно, многие фильмы и передачи травмируют психику ребёнка и разрушают нравственные основы его внутреннего мира. То же самое касается ряда компьютерных игр, а также свободного доступа к сети интернет.
 
Очень хочется пожелать всем нам сберечь в детях самое лучшее – их открытость, умение быть позитивными и радоваться жизни, а также закрепить их чувство уверенности в своих силах и радости от школьных успехов.
                    
Правила работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми
 
Рекомендации, сформулированные для педагогов, во многом могут быть полезными и для родителей младших школьников (из книги Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной «Шпаргалка для взрослых»).
 
Правила работы с гиперактивными детьми
 
Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым. Использовать телесный контакт.
Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, ч1ёткие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребёнку возможность выбора.
Оставаться спокойным.
 
Правила работы с агрессивными детьми
 
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребёнка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
 
Правила работы с тревожными детьми
 Избегайте состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость
Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
 Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Будьте последовательным в воспитании ребёнка.
Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребёнка, наказывая.
 
Правила работы с аутичными детьми
Принимать ребёнка таким, какой он есть.
Исходить из интересов ребёнка.
Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка).
Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
Чаще присутствовать в группе или в классе, где занимается ребёнок.
Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребёнку, в чём смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребёнка.
 
Рекомендации по оптимальному взаимодействию с подростком
Учителя и психологи, работающие в школе, уверены, что  очень большую роль в жизни подростка продолжают играть его самые близкие люди, его семья. Чему важно способствовать в период, считающийся самым непростым в жизни?
 
-пониманию собственных чувств
-развитию умения понимать чувства других и учитывать их интересы
-развитию чувства долга
-формированию волевых качеств
-формированию устойчивых интересов и стремления к достижению значимых целей
 
В повседневном общении желательно:
-учитывать, что при внешнем отдалении от родителей подросток нуждается в эмоциональном контакте с родителями не менее, чем в младшем детском возрасте, но уже на ином уровне
-стараться выстраивать с подростком такой диалог, который не отменяет родительского авторитета, но делает действительно значимым собственное мнение подростка.     
-исключить длительные поучающие беседы - от них подросток захочет лишь поскорее устраниться. В случае проступка нужно чётко обозначить проблему и её последствия
-если и подвергать критике, то не личность, а нежелательный поступок
-избегать мелочной опёки, мелочного контроля
-создавать чувство доверия, уважения к личности
-доверять выполнение серьёзных дел, значимых для семьи (избегая того же мелочного контроля), давать разовые ответственные поручения
-морально поощрять занятия спортом, творчеством, трудовую деятельность, а также любые положительные проявления в поведении.
 
Такой подход требует смены ролевой позиции по отношению к взрослеющему человеку, чётких границ, правил, системы. Поэтому очень важно, чтобы действия родителей были последовательными, чтобы обещанные поощрения или ограничения исполнялись чётко – при сохранении доброжелательного, уважительного фона в общении.
МАОУ СОШ № 2