Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томска
17.11.2019, 21:25
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске

счетчик посещений сайта

/ Родителям / Страничка психолога / Песочная терапия

В кабинете наших  психологов успешно работает «психологическая песочница». О сути работы педагогов – психологов, применяющих метод песочной терапии, пойдёт речь в следующей статье.

 Применение метода песочной терапии в практике школьного психолога

На различных этапах школьного обучения  - от начальной школы до старшего звена -  в развитии детей имеется  множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка,  поэтому коррекция  трудностей  у  школьников  имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций. В настоящее время имеется  достаточно  большой  арсенал  методов, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми в школе можно отнести так называемую песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит всё более широкое признание у практиков.

История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф,  обучившись у Ловенфельд, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом, разработала юнгианскую песочную психотерапию. Подход Доры Кальфф  основывался на создании для своих клиентов «свободного и защищённого пространства»,  где те, работая, чувствовали бы себя свободно. Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению».                   

Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять.  На территории психологической песочницы можно проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений, а это  способствует снятию тревог, проработке внутриличностных конфликтов и различных страхов. Функция психолога - сопровождать процесс,  создавая  условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого, доверяя ему.

Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это,  в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные,  приемлемые способы решения проблемы. Важно, что создание песочных композиций не требует от ребёнка каких-либо особых умений, а созданные  композиции не могут быть «хуже» или «лучше» других.

Преимущества песочной терапии перед другими методами:

  • Не имеет ограничений (возраст, интеллект)
  • Позволяет снять контроль сознания
  • Освобождает творческий потенциал человека
  • Способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него)
  • Даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни
  • Обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов
  • Является понятным способом самовыражения для детей
  • Развивает способность к преодолению трудностей
  • Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя
  • Способствует повышению ответственности за свои действия и поступки
  • Даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой

Работа в психологической песочнице рекомендована, если ребёнок:

  • Не способен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
  • Ограничен в проявлении своих чувств;
  • Переживает  возрастной кризис;
  • Имеет психологическую травму;
  • Имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии:

  • Эпилепсия
  • Шизофрения
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы
  • Кожные заболевания и порезы на руках
  • Лёгочные заболевания

Занятия с применением психологической песочницы проводятся  в рамках  коррекционно – развивающих занятий с обучающимися, а также для педагогов в рамках работы по профилактике эмоционального выгорания.  

 

2 апреля 2014 года в  рамках работы методического объединения педагогов - психологов Ленинского района  на базе нашей школы был проведён семинар «Возможности применения методов песочной терапии в работе школьного психолога  с детьми и взрослыми».  Педагог – психолог Басанец Елена Сергеевна поделилась опытом диагностической и коррекционно – развивающей работы  с детьми, присутствовавшие коллеги получили возможность на практике познакомиться с возможностями применения методов, используемых в направлении «Сэндплэй».

                                           

МАОУ СОШ № 2