В кабинете наших психологов успешно работает «психологическая песочница». О сути работы педагогов – психологов, применяющих метод песочной терапии, пойдёт речь в следующей статье.
Применение метода песочной терапии в практике школьного психолога
На различных этапах школьного обучения - от начальной школы до старшего звена - в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.
Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций. В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми в школе можно отнести так называемую песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит всё более широкое признание у практиков.
История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, обучившись у Ловенфельд, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом, разработала юнгианскую песочную психотерапию. Подход Доры Кальфф основывался на создании для своих клиентов «свободного и защищённого пространства», где те, работая, чувствовали бы себя свободно. Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению».
Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. На территории психологической песочницы можно проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений, а это способствует снятию тревог, проработке внутриличностных конфликтов и различных страхов. Функция психолога - сопровождать процесс, создавая условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого, доверяя ему.
Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Важно, что создание песочных композиций не требует от ребёнка каких-либо особых умений, а созданные композиции не могут быть «хуже» или «лучше» других.
Преимущества песочной терапии перед другими методами:
- Не имеет ограничений (возраст, интеллект)
- Позволяет снять контроль сознания
- Освобождает творческий потенциал человека
- Способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него)
- Даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни
- Обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов
- Является понятным способом самовыражения для детей
- Развивает способность к преодолению трудностей
- Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя
- Способствует повышению ответственности за свои действия и поступки
- Даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой
Работа в психологической песочнице рекомендована, если ребёнок:
- Не способен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
- Ограничен в проявлении своих чувств;
- Переживает возрастной кризис;
- Имеет психологическую травму;
- Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии:
- Эпилепсия
- Шизофрения
- Аллергия на пыль и мелкие частицы
- Кожные заболевания и порезы на руках
- Лёгочные заболевания
Занятия с применением психологической песочницы проводятся в рамках коррекционно – развивающих занятий с обучающимися, а также для педагогов в рамках работы по профилактике эмоционального выгорания.
|