Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томска
17.11.2019, 21:25
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске

счетчик посещений сайта

/ Родителям / Страничка психолога / Внимание: суицид!

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

ØПо данным Росстата России смертность детского населения от самоубийств в 2014 году составила на 100 тыс. человек в возрастной группе от 10 до 14 л е т - 1,3; в возрастной группе от 15 до 19 л е т - 5,9.

    Традиционно отмечается существенное преобладание среди несовершеннолетних суицидантов лиц мужского пола. Мальчики совершают завершенные суициды в 4–5 раз чаще, чем девочки. В свою очередь, девочки в 3 раза чаще совершают суицидальные попытки. Количество оконченных суицидов в России, совершенных мальчиками, в 1,5 раза превышает число оконченных суицидов среди девочек.

        Более 30 % из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством – это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп.

        В числе несовершеннолетних, совершивших завершенные акты суицидов: дети из неблагополучных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, принадлежащие к определнным подростковым субкультурам, несовершеннолетние беременные девушки, подростки, освободившиеся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

       Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств показал, что чаще всего несовершеннолетние совершали окончательные суициды по причине семейных конфликтов и романтических отношений.

        В числе причин суицида названы также такие факторы, как: конфликты со сверстниками и друзьями; неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации; безразличие окружающих, черствость; демонстративное поведение с суицидальными намерениями, повлекшее за собой смерть; бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ, аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь и пр.)

      Факторами, которые подталкивают к совершению суицида, являются:

• Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играют развод родителей, смерть одного из них. Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов.

• Конфликты в школе. Нередко трудности в учебе приводят к понижению самооценки, появлению ощущения «незначимости» для окружающих.

• Несчастная или безответная любовь. Подросткам бывает тяжело найти взаимопонимание, наладить отношения.

• Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого — «ничего».

•Депрессивное состояние и психическое расстройство в результате конфликтов или насилия в семье, а также вследствие воздействия на сознание агрессивной информации в СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

• Генетические факторы — некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицида.

• Наличие болезни: ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические заболевания нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Деструктивные тенденции в семье и стрессовые события в детстве могут повлиять на последующую жизнь молодого человека.

Наиболее часто наблюдаемые в семьях негативные тенденции, влияющие на суицидальность детей и подростков:

• Психические отклонения у родителей либо депрессии.

• Злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антиобщественного поведения в семье.

• История суицидальных попыток в семье.

• Насилие в семье.

• Недостаток внимания и заботы о детях, плохие отношение в семье и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем.

• Частые ссоры, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье.

• Частые переезды, смена места жительства семьи.

• Чрезмерно низкие или высокие ожидания со стороны родителей в отношении детей, излишняя авторитарность родителей.

Часто подростки из-за лояльности к семье или запрета «выносить сор из избы» не обращаются за помощью, не получают поддержки и остаются наедине со своими проблемами.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Большинство подростков с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях или намерениях окружающим. От них можно услышать высказывания о «желании умереть», о «чувстве своей бесполезности», одним словом, о невозможности терпеть боль (эмоциональную или физическую) в жизни или какой-либо ситуации. Все это — призывы о помощи, которые не следует игнорировать. Даже если, находясь в состоянии кризиса, ребенок не говорит о своих мыслях, он подает определенные «сигналы», по которым можно определить, что появился риск совершения самоубийства.

Настораживающие эмоционально­ - психологические изменения:

• Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

• Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

• Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, страх, тревога.

• Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

• Потеря интереса к привычным видам деятельности.

• Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

• Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие только неприятных воспоминаний, ощущение безнадежности своего положения, отсутствие планов на будущее.

• Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

• Поиск информации о суицидах (в Интернете и др.)

• Связь с деструктивными сектами.

Изменения внешнего поведения

·     Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде. Тихая, монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь.

 

·     Односложные ответы на заданные вопросы или молчание.

 

·     Причитания, нытье, ворчливость.

 

·     Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно если ребенок ранее этого не делал.

 

·     Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

 

·     Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

 

·     Плохое поведение в школе.

 

·     Инциденты с вовлечением полиции, участие в драках и беспорядках.

 

·     Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

                  

ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?

Существуют так называемые антисуицидальные факторы, то есть то, что помогает предотвратить беду:

      эмоциональная привязанность ребёнка к значимым близким, доверительные отношения, чувство поддержки;

      выраженное чувство долга;

      чувство, что дома его любят, ждут, понимают;

      формирование общей позиции о недопустимости суицида;

      наличие творческих, семейных и других жизненных планов, замыслов;

      соответствие школьной программы возможностям ребенка (не ставить слишком высокую планку);

      планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.

 РОДИТЕЛИ ТАКЖЕ МОГУТ:

      общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;

      вселять уверенность в свои силы и возможности;

      внушать оптимизм и надежду;

      проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;

      осуществлять контроль за поведением ребенка.

      анализировать его отношения со сверстниками

 ВАЖНО:

      Не обесценивать личность!

 

      Не обесценивать чувства!

 

      Исключить фразы: «Это твои проблемы!», «Меня это не волнует!»

 

      Своевременно обращаться к школьному психологу.

 

Подготовлено по материалам,
предоставленным врачами и психологами
НИИПЗ и ПБ г. Томска


 

МАОУ СОШ № 2