Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томска
16.04.2024, 18:50
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске

счетчик посещений сайта

/ Сведения об образовательной организации / Образование / Инклюзивное образование

Организации получения образования обучающимися с ОВЗ и

 детьми-инвалидами в МАОУ СОШ№2 г. Томска

2023-2024 учебный год

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети/учащиеся с ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

Нормативно-правовое обеспечение:

¾      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародного голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.).

¾      ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 16.04.2022г.).

¾      ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г.

¾      «Конвенция о правах инвалидов» № 120-ФЗ от 30.06.2007г.

¾      ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г.

¾      Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.10.2015 г. N723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы».

¾      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

¾      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями на 27.10.2020г.).

¾      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. N996-р г.Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

¾      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Просвещение, 2009г.

¾      Концепция поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Распоряжения Правительства РФ от 03.06.2017г. № 1155-р.

¾      Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

¾      Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

¾      Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

¾      Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

¾      Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021г. № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году».

¾      Приказ Минобрнауки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации».

¾      Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

¾      Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

¾      Распоряжение Минпросвещения РФ от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

¾      Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).

¾      Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

¾      Распоряжение Минпросвещения РФ от 28.12.2020г. №Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».

¾      Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования. Одобрены решением учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015г. №4/15.

¾      Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования. Одобрены решением учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022г. №1/22.

¾      Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 20.11.2015г. № 827-р «О принятии мер по обеспечению доступности объектов и оказываемых в них услуг для детей–инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Томской области».

¾      Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 26.01.2016г. № 53-р «Об организации работы в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении информации о реализации мероприятий в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида».

¾      Устав МАОУ СОШ №2 г. Томска.

¾      Основная образовательная программа начального общего образования, программа основного общего образования МАОУ СОШ №2 г. Томска (приказ от 24.03.2017г. 49-о (с изменениями приказ №336-о от 28.12.2019г. Протокол Методического совета №2 от 30.08.2019г.).

¾      Программа воспитания МАОУ СОШ №2 г.Томска на 2021-2025 гг. (приказ от 15.06.2021г. №136-о).

 

В целях обеспечения государственных гарантий прав на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СОШ №2 г. Томска организовано обучение по нескольким направлениям:

¾           обучение в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных классах;

¾           индивидуальное обучение на дому.

 

В МАОУ СОШ №2 г. Томска созданы условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

¾           вопросы деятельности, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами МАОУ СОШ №2 г. Томска (http://school-2.tomsk.ru/sved/dok );

¾           созданы условия по обеспечению доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры» http://school-2.tomsk.ru/sved/dostupsred;

¾           с учетом заключения МБУ ПМПК г. Томска для детей с ОВЗ и мероприятий ИПРА для детей-инвалидов (выполнение муниципального задания: 2/7 на 19.02.2020 года на 2020 год, 2/7 на 16.12.2020 год на 2021 год, 2/7 на 30.12.2021 год на 2022 год) реализуются АООП НОО и АООП ООО http://school-2.tomsk.ru/sved/obraz/; Программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у школьников с речевыми нарушениями, обусловленными ОНР» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи 1-4 классов (Вариант 5.1 и 5.2), Программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у школьников с недостаточной сформированностью речевыми средств», 1-4 классы (Вариант 7.2); Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, 1-4 классы (Вариант 5.1 и 5.2), Программа «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с задержкой психического развития, 1-4 классы (Вариант 7.2) http://school-2.tomsk.ru/sved/obraz/prog1/noo; Программа курса внеурочной деятельности по сопровождению учащихся с ОВЗ «Путь к себе» (5-8 классы); План реализации коррекционных мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (10-11 классы);

¾           по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому – «Индивидуальный учебный план»;

¾           в целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-педагогическая служба http://school-2.tomsk.ru/roditeli/psxolog;

¾           с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения в школе функционируют ППк;

¾           для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в СОШ №2 проводится информационно-просветительская, консультационная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса- учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками http://school-2.tomsk.ru/roditeli/logoped, http://school-2.tomsk.ru/roditeli/psxolog, http://school-2.tomsk.ru/sved/obraz/inkluziv;

¾           активное участие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городских программах для детей с ОВЗ.

 

Кадровое обеспечение: педагог-психолог начального общего образования (1ставка); педагог-психолог основного и среднего общего образования (1 ставка); учитель-логопед (1 ставка); социальный педагог (1 ставка).

 

В МАОУ СОШ№2 осуществляют свою деятельность два психолого-педагогических консилиума (ППк) в начальных классах (для обучающихся 1-4 классов), основных и средних классах (для обучающихся 5-11 классов). Деятельность консилиумов регламентирована нормативно-правовыми документами федерального уровня и локальными актами МАОУ СОШ №2 г.Томска. Основная цель работы консилиумов заключается в своевременном выявлении детей с особенностями в развитии, определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, проведения комплексного психолого-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи, направление в МБУ ПМПК г.Томска. Заседания школьных консилиумов проводится в соответствии с графиком и тематикой заседаний, на ППк рассматривались вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инклюзивного обучения в целом:

№ п/п

ППк

Количество заседаний ППк

Общее  количество

Плановые

Внеплановые

1

НОО

4

2

6

2

ООО и СОО

4

4

8

 

Количество обучающихся в МАОУ СОШ №2 г. Томска с ОВЗ и детей-инвалидов

в 2021-2022 учебном году:

Обучаю

щиеся

НОО

ООО

СОО

Общее количество

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Дети с ОВЗ

11

13

25

26

2

2

38

41

Дети-инвалиды

3

4

5

5

0

0

8

9

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

в 2021-2022 учебном году:

№ п/п

Содержание психолого-педагогического сопровождени

Количественные показатели

1

Общая численность учащихся обучающихся по АООП НОО и АООП ООО

38

Обучение по АООП НОО

12 чел.

(1 ребенок обучается по ООП НОО по заявлению от родителя)

Обучение по АООП ООО

26 чел.

2

Общее количество проведенных занятий проведенных в рамках реализации учителем-логопедом и педагогами-психологами программ коррекционных курсов, программ ВУД

880

Программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у школьников с речевыми нарушениями, обусловленными ОНР» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи 1-4 классов (Вариант 5.1 и 5.2)

134

Программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у школьников с недостаточной сформированностью речевыми средств», 1-4 классы (Вариант 7.2)

204

Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, 1-4 классы (Вариант 7.2)

204

Программа «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с задержкой психического развития, 1-4 классы (Вариант 7.2)

134

Программа курса внеурочной деятельности по сопровождению учащихся с ОВЗ «Путь к себе» (5-8 классы)

136

План реализации коррекционных мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (10-11 классы)

68

3

Общая численность детей с ОВЗ, с которыми реализуется индивидуальный образовательный маршрут

40

4

Общая численность детей- инвалидов,

с которыми реализуется ИПРА

9

5

Общее количество консультаций

102

Консультации для школьников

18

Консультации для родителей

54

Консультации для педагогов

30

 

В рамках Декады инвалидов (декабрь 2021г.) в МАОУ СОШ №2 г. Томска проведены следующие мероприятия:

¾      Презентация «Международный день инвалидов». Кинолекторий «Все МЫ разные, но все МЫ вместе» (1-4 классы, 5-6 классы, 7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы);

¾      Занятия с элементами тренинга «Всех нужнее и дороже всех доверчивей и строже в этом мире ДОБРОТА» (1-4 классы);

¾      Музыкальная игра «Знатоки искусства» (5-6 классы);

¾      Конкурс рисунков «Твори добро», выставка рисунков (1-11 классы);

¾      Выставка книг в школьной библиотеке «Доброта спасет мир» (1-11 классы).

 

Участие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городских программах

для детей с ОВЗ:

(сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования г.Томска):

1.         «Городская программа воспитания и дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья «Чудеса творчества» МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица» г.Томска, конкурсы данной программы (подведение основных итогов состоится в конце мая 2022г.):

1.1.           Олимпиада детско-юношеского художественного творчества «Надежда»:

¾      в номинации «Вокал». Диплом за 2 место творческому коллективу (2-4 классы).

¾      в номинации «Вокал». Диплом за 3 место творческому коллективу (3 классы);

¾      в номинации «Художественное слово». Диплом за 1 место (ученик 4 класса).

1.2        Конкурс «Юный техник»:

¾      в номинации «Конструктор»:

·           Дипломы за 1 место (3 чел., 2 -3 классы);

·           Дипломы за 2 место (4 чел., 1-2-4 классы);

·           Дипломы за 3 место (2 чел., 3-4 классы).

 

2.             Муниципальная инновационная площадка МБОУ ДО ДТТ «Планета» г.Томска

(городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение» для детей с ОВЗ):

2.1   Интернет – Кругосветка «Осенины». Диплом за 2 место, команда «Дружба» (5чел., 2-3-4 классы);

2.2   Интернет фестиваль-конкурс детского творчества «Рождественские фантазии». Диплом за 2 место, команда «Дружба» (5 чел., 2-3 классы);

2.3 Городская дистанционная Ярмарка талантов детского творчества «Солнцеворот». Диплом за 3 место, команда «Дружба» (5 чел., 2-3 классы);

 

3.        Городская программа «Город, в котором тепло» МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» г. Томска (учащиеся 2-5 классов, подведение итогов состоится в конце мая 2022г.).

 

4.         V городской конкурс чтецов «Рождественская звезда» для учеников начальных классов.  МАОУ СОШ №2 г. Томска. Дипломы в номинации «За волю к победе!» (2 чел., 2 и 4 классы).

 

В рамках сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №2 г. Томска сотрудничает с МАУ ЦПСА «Семья» г. Томска по направлениям: социально-психологическое консультирование детей и их родителей по вопросам семейного воспитания; коррекционно-развивающие занятия и индивидуальные программы коррекции детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

 

 

В МАОУ СОШ №2 г. Томска организуется целенаправленная работа по созданию условий для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

 Что такое инклюзивное образование?

 

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.

Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1.             Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.             Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.             Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.             Все люди нуждаются друг в друге.

5.             Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.             Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.             Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.             Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование – это не интеграция:

¾             Инклюзивное образование – это больше, чем интеграция.

¾             Молодые люди учатся вместе в обычной школе.

¾             Специалисты приходят помогать детям.

¾             Обычные школы изменяются.

¾             Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

¾             Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.

¾             Воспринимают человеческие различия как обычные.

¾             Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.

¾             Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.

¾             Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

Инклюзивное образование – это:

¾           НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;

¾           НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;

¾           НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;

¾           НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.

 

Инклюзия: принципы и право

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности.

Инклюзивное образование:

 

1.1 Что такое инклюзия в образовании?

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: 

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. 

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. 

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия детей в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.


1.2 Социальный подход к пониманию инвалидности

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

¾      причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

¾      причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки. 

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): 

«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». 

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

1.3. Барьеры в образовании

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. 

Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.

Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства.

Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. 

Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо: 

• не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;

• не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;

• но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.

 

1.4. Интеграция и инклюзия в образование 

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.

Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. 

Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, в ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия». 

Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

 

1.5. Инклюзивное образование как реализация права

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ СКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине: 

Международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение и т.п.

Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов (подробнее – см. Приложение № 1.1 «Правовые основы инклюзии в образовании»). 

Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 16.04.2022г.).

 

Выводы:

1.        Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.

2.        В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности. 

 

 Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Информационный буклет для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственый образовательный стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы на сайте ТОИПКРО

Сборник методических материалов ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРВАЗОВАНИЕ

Положение об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ № 2 г. Томска

МАОУ СОШ № 2